Госдума одобрила поправки в налоговый кодекс, напрямую связанные с новым бюджетом на предстоящую трёхлетку

Прежде всего в этом правительственном законопроекте возвращается механизм инвестиционной льготы, которую отменили ещё 15 лет назад. С тех пор бизнес-сообщество упорно добивалось восстановления статус-кво, поскольку эта льгота касается налоговых вычетов на инвестиции, и теперь она вводится на десятилетний период – до конца 2027 года.

Предприятия получили право сокращать налог на прибыль на величину расходов, затраченных на покупку или модернизацию оборудования, которое имеет полезный срок использования максимум до 20 лет. По сути компаниям предоставляется выбор из двух вариантов – или воспользоваться налоговым вычетом при модернизации, или отчислять деньги на амортизацию для постепенного возмещения стоимости оборудования.

Именно субъекты федерации самостоятельно будут определять – каким именно компаниям разрешать налоговый вычет, поскольку отчисления от налога на прибыль идут в основном в региональные бюджеты.

Однако, эксперты бизнес-организаций очень сомневаются в эффективности предложенного механизма – в таком случае найдётся немного регионов, которые добровольно согласятся на бюджетные потери от введения льготы. Да и сама схема налогового вычета кажется им слишком сложной при администрировании.

Другие не менее важные для бизнеса поправки в Налоговый кодекс касаются налога на движимое имущество организаций, который тоже собирается в региональные бюджеты. Для обновления отечественного производства 5 лет назад от налоговых сборов именно в этом режиме российское правительство освободило оборудование, станки, разную технику и автомашины, стоимость которых превышала 40 тысяч рублей, хотя налог являлся региональным.

В прошлом году решено по справедливости отдать это право субъектам федерации по их настойчивым просьбам, но сейчас оказалось – льгота им просто не выгодна, потому что её действие приводит к сокращению бюджетных поступлений.

Потому Минфин и предложил пока отложить этот вопрос в своих поправках до 2019 года, ведь речь идёт о слишком большой сумме, превышающей 160 миллиардов рублей, которые должны получить или бизнес в виде льготы, или региональные власти в свои бюджеты.

И наконец, ещё одни поправки направлены на поддержку многочисленных индивидуальных предпринимателей (ИП), уплачивающих социальные взносы «за себя» в Пенсионный и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Сейчас для ИП без наёмных работников эти платежи привязаны к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), скоро он сравняется с повышенным прожиточным минимумом, тогда и взносы для «индивидуалов» должны стать дороже.

Вот почему размер этих отчислений решено отвязать от МРОТ и зафиксировать ежегодный размер пенсионного взноса в сумме 26 с половиной тысяч рублей (больше нынешнего на 2 тысячи), когда доходы «индивидуала» составят не более 300 тысяч рублей в год. Если ежегодная прибыль окажется выше этого порога, тогда взносы будут рассчитываться по формуле: новая фиксированная ставка + 1% от дохода свыше 300 тысяч.

Фиксированный взнос в ФОМС составит почти 6 тысяч рублей (примерно на полторы тысячи дороже). Таким образом после отвязки социальных взносов от уровня минимальной зарплаты эти платежи в следующем году всё равно вырастут на 15% и составят в целом почти 32 с половиной тысячи рублей, это повышение не будет таким резким, если существующая схема осталась бы в силе,- считают в Минфине, — взносы больше не будут ежегодно индексироваться по решению Кабмина.