НДС как финансовая опора госбюджета

Налог на добавленную стоимость справедливо считается одним из наиболее значимых.

И дело не только в том, что он обеспечивает основу доходной части бюджета. Хотя этот фактор и следует отметить отдельно. Доля НДС в доходной части бюджета постоянно растет. Сейчас показатель переваливает за 40%. Несколько лет назад НДС обеспечил 33‒35% поступлений в бюджет.

Налог в сравнении с другими, например с НДПИ, менее зависим от конъюнктуры, более стабилен. Да и налоги на добычу полезных ископаемых обеспечивают всего 17‒29% доходов бюджета.

 

Почему государству выгоден НДС?

Налог на добавленную стоимость в каждом государстве, в котором он применяется, считается столпом финансовой системы. На это есть несколько причин. Прежде всего НДС имеет ряд преимуществ перед другими значимыми налогами. Он:

  • Носит ацикличный характер. Налогообложение применимо не к производству, а к потреблению.
  • Практически нечувствителен к экономическим кризисам. НДС рассчитывается от добавленной стоимости. Это исключает гиперчувствительность к кризисным факторам, как, например, у налога на прибыль (кризис, нет прибыли, нет отчислений в бюджет).
  • Стабилизационная способность. НДС обеспечивает минимизацию основных рисков, связанных с курсовой политикой, изменением цен на нефть.

 

Повышать или понижать?

НДС рассчитывается по стандартной или льготной ставке. Но какой ее размер может считаться оптимальным? Мнения экспертов на этот счет разделились.

Понижение ставки НДС в РФ в 2004 году на 2% принесло бюджету фактические потери в размере 0,5% ВВП. Но при этом было отмечено развитие экономики. Налоговый маневр обеспечил ускорение темпов экономического роста, стимулирование инвестиций. В итоге по прошествии 4-5 лет бюджетные потери были восполнены. Но в целом снижение ставки выходит за рамки общемировой практики использования основного косвенного налога.

Сейчас планируется перенять западный опыт применения НДС. В европейских странах в последние годы налоговые ставки были увеличены. Максимальный показатель составил 23% (Португалия). В России планируется повышение ставки до 20‒22%. Такие показатели не будут выбиваться из общемирового тренда, при этом позволят получить дополнительно до 1% ВВП, а при условии одновременного снижения страховых взносов практически не отразятся на доходах населения.

Добавить комментарий